Всегда ли есть смысл утеплять аккумулятор зимой
Если ваш автомобиль эксплуатируется интенсивно, надо ли утеплять аккумулятор, может, достаточно прикрыть поступление холодного воздуха от радиатора? Оборудованный термококоном, во время длительных простоев аккумулятор все равно сильно охлаждается. У него нет возможности нагреться от работающего двигателя. А чем холоднее электролит, тем труднее идет подзаряка.
Есть ли смысл утеплять только аккумулятор? В зимнее время важно использовать аккумулятор с полной зарядкой. Тогда даже 50 % его емкости будет достаточно, чтобы мотор завелся
В течение рабочего периода зарядка должна восстановиться.
Чтобы не утеплять автомобильный аккумулятор в машине, можно воспользоваться зимним АКБ с повышенной емкостью. Стоит он дороже, зато проблем с запуском мотора в зимнее время не возникнет и не потребуется утепление. Летом пользоваться АКБ повышенной емкости не смысла.
Безусловно, если вы планируете устроить зимний пробег на тысячи километров нужно утеплить любой источник энергии. При длительных перегонах в мороз аккумулятор может терять температуру на ходу. Как утеплить АКБ в машине фольгированным материалом? Блестящая сторона должна быть направлена в сторону корпуса аккумулятора – она отражает тепло, препятствуя остыванию.
Тестовые испытания показали, изначально теплый аккумулятор быстрее подзаряжается, меньше изнашивается. Специалисты советуют утеплять аккумулятор в условиях прерывистого использования. В городах, где движение сопровождается стоянием в пробках, утеплять АКБ не только можно, но нужно.
Конечно, дополнительное утепление аккумулятора в машине вместе с двигателем и подкапотного пространства своими руками намного эффективнее. Но пользоваться нужно негорючими материалами. Небольшое масляное пятно, случайная искра могут привести к возгоранию.
Неправильный термокейс
Сейчас хочу немного защитить эти «чудо-шубы», все же смысл в этом есть. Но нужно делать все правильно. Сейчас продают как бы два направления:
- Просто термочехол
- Термочехол с подогревом — в него встроены пластины низковольтные, которые в принципе дают тепло внутри, которое как термос держит этот термокейс.
Именно второй тип, имеет место на существование зимой, именно его нужно применять на своих машинах. Здесь, нагревательные элементы разогревают батарею, она становится теплой и отлично принимает заряд, после запуска мотора. ТОЛЬКО таким должен быть такой чехол для АКБ.
Давайте откинем все предрассудки и подумаем – а нужно ли это для нашей батареи? Разберу две ситуации, которые были собраны на большом количестве отзывов:
- Если представить теплый аккумулятор, который находился у нас дома в тепле, и мы его «теплый», несем в машину в термокейсе – тогда да, он не будет долго остывать и прекрасно начнет брать зарядку после пуска! То есть смысл такой термошубы есть. Но не так все просто.
- Как правило, аккумуляторы стоят у вас целые сутки на морозе (а в ночное время морозы только усиливаются). АКБ волей или неволей остынет, даже немного заморозится! Вот приходите вы с утра — запускаете свой авто — аккумулятор должен отдать определенный ток и после начать его забирать от генератора (а как мы знаем холодный он практически его не берет) – так вот, прогревается ваш двигатель, а аккумулятор не прогревается, то есть он замерз, и холод не выходит за пределы термокейса, также как и тепло (от двигателя) не может пройти внутрь! Получается эффект «снеговика» — если в теплую погоду на снеговика надеть пуховик, то он будет медленнее таять, чем остальные. Ведь холод внутри будет оставаться как в термосе.
Принцип действия и основные элементы инфракрасного обогревателя
Чтобы сделать из подручных материалов инфракрасный обогреватель, принцип действия изучать обязательно. Как можно делать то, о чем ничего не знаешь?
Все нагретые тела излучают тепло, как это делает Солнце. Исходящие от теплового источника лучи – это электромагнитные волны, которые греют тела, встречающиеся на их пути: предметы мебели и люди. Нагрев воздуха при этом не происходит: воздух получает только часть тепла при теплопередаче от уже нагретых тел. На принципе теплового излучения и работают инфракрасные обогреватели, которые включают в себя два основных элемента:
- Источник излучения. В обогревателях промышленного производства это тонкие металлические нити, нагревающиеся при прохождении по ним электрического тока, или лампы (накаливая, галогенные, кварцевые и другие);
- Рефлектор. Это тело с высокой отражающей способностью, функция которого – отражать инфракрасные лучи для рассеивания тепла по квартире или формирования отдельных обогреваемых зон.
Совет! Чтобы проверить эффект, который достигается рефлектором, возьмите пищевую фольгу и подержите ее некоторое время возле руки. Вы почувствуете тепло, которое представляет собой отраженные и направленные в вашу сторону лучи.
Еще одной важной частью в промышленных инфракрасных каминах является контроллер, который регулирует степень нагрева излучателя. В самодельных конструкциях его может не быть
Но его установка дает преимущество в возможности устанавливать желаемый диапазон температур. Контроллер автоматически заставляет устройство нагреваться, если температура падает ниже нормы, и охлаждаться, если температура превысила ее.
Если изучить инфракрасный обогреватель потолочный, принцип работы окажется тем же, что и у напольной/настенной конструкции. Отличие заключается только в способе монтажа ИК-камина. Но именно от него зависит, какие зоны в помещении окажутся более комфортными.
На рисунке видно преимущество инфракрасных обогревателей: тепло достигает физических тел и поглощается ими, оставаясь там. Поэтому на полу может быть теплее, чем под потолком. А при обогреве дома методом конвекции на полу всегда холодно: само покрытие не получает тепла. Тепло переносит воздух, который при нагревании устремляется вверх, а вниз опускается новая порция холодного.
Как можно утеплить аккумулятор?
Итак, осталось понять, как можно утеплить аккумулятор автомобиля зимой. Тут два варианта: воспользоваться готовыми решениями либо же произвести утепление аккумулятора автомобиля своими руками.
Готовые решения
На самом деле, на рынке уже достаточно давно присутствует решение вопроса, как утеплить аккумулятор в холодное время года. Есть два варианта: термокейс и термокейс с подогревом. Оба решения хороши, но второй вариант (с подогревом) однозначно лучше, хоть и стоит дороже.
Термокейсы
Термокейс представляют из себя чехол прямоугольной формы с крышкой, стенки которого выполнены из термоизоляционного материала, помещенного в защитную ткань.
В качестве термоизоляционного наполнителя может выступать практически любой теплоизолятор, но чаще всего в промышленно изготовленных изделиях применяется фольгоизол или другой вспененный полиэтилен. Ткань, применяемая для обкладки термослоя, должна быть устойчива к перепадам температур и воздействию различных веществ: кислоты, бензина, масла, охлаждающей и тормозной жидкостей. Кроме того, она должна обладать водоотталкивающими свойствами.
Термокейсы, присутствующие на рынке, практически все выполнены с использованием материалов, соответствующих указанным выше требованиям. Их стоимость начинается примерно от 900 руб и зависит, прежде всего, от размеров АКБ.
Термокейсы с подогревом
Термокейс с подогревом – это тот же самый футляр, но дополнительно имеющий нагревательные элементы, имеющие форму пластин.
Почему именно пластины, а не тены, к примеру? Во-первых, такой форм-фактор нагревательного элемента обеспечивает максимальную площадь обогрева, а во-вторых – пожаробезопасность.
Нагревательные элементы термокейса почти всегда снабжены контроллерами заряда и температуры аккумуляторной батареи. Так же как и сам термокейс, система подогрева устойчива к воздействию эксплуатационных жидкостей.
Стоимость нагревательных элементов для термокейса аккумулятора на рынке начинается от 2000 руб. Цена зависит от размера АКБ и его параметров.
Своими руками
Произвести утепление АКБ автомобиля зимой можно также и собственноручно. Ничего в этом сложного нет. Кстати, тут тоже два варианта: первый – использовать так называемое автоодеяло, второй – самостоятельно изготовить термокейс. Хотя, автоодеяло тоже можно купить или изготовить собственноручно. В общем, не суть.
Использование автоодеяла
Возможно, оно уже у вас есть, и вы им уже пользуетесь. Тогда считайте, что аккумулятор утеплен – накрывается этой штукой ведь все подкапотное пространство. Следовательно, остывать аккумуляторная батарея будет вместе с двигателем.
С одной стороны, накрывать подкапотное пространство целесообразно – ведь после продолжительной поездки мотор имеет высокую температуру, и под капотом с помощью автоодеяла можно на некоторое время сохранить тепло. А самый главный плюс этого метода в том, что АКБ начинает нагреваться вместе с двигателем, ничего ему не мешает, поэтому вопроса, как согреть аккумулятор зимой в авто, просто не возникает.
С другой стороны, способ теплоизоляции батареи вкупе с двигателем значительно проигрывает термокейсу, т.к. рассеивание тепла после остановки мотора происходит намного быстрее, а значит, аккумулятор остывает активнее, чем если бы он имел собственный термобокс.
Изготовление термокейса
Итак, чем утеплить аккумулятор автомобиля своими руками? Термокейс можно изготовить из любого вспененного полиэтилена (пенополиэтилен, ППЭ), который сможете найти на рынке или в строительных магазинах. Это:
- пенофол,
- теплофол,
- изолон,
- полифом,
- энергофлекс,
- велатерм.
Как видите, названия материалов образованы от названия торговых марок производителей. Собственно, продавцы по этим названиям и ориентируются.
Если найдете фольгированный ППЭ, то это еще лучше, т.к. при одинаковой толщине теплоизоляционного слоя фольгированный материал отражает часть тепла. Но для этого фольгой он должен быть повернут внутрь, к аккумулятору. Практически все самодельщики делают наоборот, а это неправильно.
Толщину стенок целесообразнее делать не менее 1 см. Этого слоя вполне достаточно, чтобы не дать опуститься температуре АКБ ниже -15 градусов за 10-12 часов простоя при морозе около 40 градусов Цельсия.
Для того, чтобы обезопасить термослой от агрессивного воздействия эксплуатационных жидкостей, необходимо его поместить под специальную ткань или просто обмотать скотчем и следить за чистотой поверхности термокейса.
Во избежание тепловых потерь и создания мостиков холода необходимо плотно соединить между собой стенки, нижнюю и верхнюю часть термочехла. В идеале, если аккумулятор будет изолирован от окружающего пространства на 100%.
Пошаговые схемы сборки
Выбору экономичного и эффективного варианта уделяют достаточно времени, чтобы потом не пришлось разочароваться. Сама сборка электрообогревателя своими руками не столь сложна, чтобы с ней не мог справиться начинающий мастер. Принцип сборки почти всех конструкций похож, поэтому, освоив изготовление одного прибора, легко перейти на другой.
Масляная батарея
Большой популярностью пользуются масляные обогреватели. Принцип действия их очень простой: масло, находящееся внутри труб, нагревается вставленным внутрь тэном. Такой прибор очень прост в изготовлении, имеет хорошие показатели КПД и безопасности.
Сделать собственноручно масляный обогреватель несложно, нужно лишь следовать инструкции
- Берут нагревательный ТЭН (мощность — 1 кВт) и электропровод с вилкой для розетки. Некоторые умельцы устанавливают тепловое реле для автоматического управления. Его тоже приобретают в магазине.
- Готовят корпус. Для этого сгодится старая батарея водоотопления или радиатор автомобиля. Можно сварить корпус аппарата из труб самостоятельно, если есть навыки сварщика.
- Делают два отверстия в корпусе: внизу — для вставки ТЭНа, вверху — для заливки масла и его замены.
- Вставляют ТЭН в нижнюю часть корпуса и хорошо герметизируют место крепления.
- Заливают масло из расчёта 85% от внутреннего объёма корпуса.
- Подсоединяют приборы контроля и автоматики, хорошо изолируют электросоединения.
Инфракрасный обогреватель своими руками;
Мини-обогреватель для гаража
Иногда требуется очень компактный обогреватель для определённых целей. В таких ситуациях может выручить мини-тепловентилятор, сделанный из обычной консервной банки.
Чтобы его изготовить, делают следующие шаги:
- Готовят большую жестяную банку из-под кофе или других продуктов, вентилятор от компьютера, трансформатор на 12 Вт, проволоку из нихрома сечением 1 мм, диодный выпрямитель.
- Из текстолита вырезают рамку по диаметру банки и проделывают в ней два маленьких отверстия для натяжения спирали накаливания.
- Вставляют в отверстия концы нихромовой спирали и припаивают их к зачищенным электропроводкам. Для вариативности режимов и надёжности подсоединяют несколько спиралей параллельно и устанавливают регулятор мощности.
- Собирают электрооснастку обогревателя. Хорошо пропаивают и изолируют все соединения.
- Монтируют вентилятор внутрь банки болтами и кронштейном.
- Хорошо закрепляют электропровода, чтобы они не перегревались и не попадали в полости вентилятора при перемещениях обогревателя.
- Для доступа воздуха просверливают около 30 отверстий в дне банки.
- Для безопасности спереди надевают металлическую решётку или крышку с отверстиями.
- Для устойчивости делают из толстой проволоки специальную подставку.
- Включают в сеть и проверяют устройство.
Инфракрасная панель для обогрева
В последнее время всё большей популярностью пользуются инфракрасные керамические обогреватели. Своими руками такое устройство сделать намного сложнее, если не покупать готовые термопанели, но вполне возможно.
Сделать подобный современный инфракрасный обогреватель можно в домашних условиях
Для этого делают следующее:
- Готовят материалы: мелкий графитный порошок, эпоксидный клей, 2 металлопластиковые или керамические пластины по 1 м², 2 медные клеммы, деревянные заготовки для рамки, электропровода и выключатель, может быть регулятор мощности при более сложном варианте.
- Расчерчивают на обеих пластинах зеркально схему расположения спиралей на внутренней стороне. Расстояние от края около 20 мм, между витками и клемами — не менее 10 мм.
- Графит перемешивают с эпоксидной смолой 1 к 2.
- Кладут на стол плиты со схемой, гладкой стороной вниз.
- Наносят тонким слоем смесь графита и клея по схеме.
- Один из листов кладут сверху на второй лист, гладкой стороной к себе. Крепко прижимают их друг к другу.
- Вставляют клемы в обозначенных заранее местах вывода.
- Дают просохнуть.
- Присоединяют электрические провода и проверяют работоспособность.
- Делают деревянную рамку для устойчивости.
- Оснащают устройство терморегулятором.
Самодельный обогреватель своими руками;
Обогреватель на основе слоистого пластика
Для сборки самодельного инфракрасного камина понадобятся:
- Слоистый бумажный пластик – 2 штуки площадью по 1 квадратному метру;
- Боксидка;
- Графит (можно купить порошок или достать из старых батареек, из карандаша – но придется истолочь его);
- Медные пластинки;
- Древесина;
- Штепсель со шнуром.
Если все есть, приступайте к сборке:
- Смешайте графитовый порошок с боксидкой, чтобы получилась густая масса, обладающая высоким сопротивлением;
- Положите пластиковый лист шероховатой поверхностью к столу;
- Нанесите на пластик боксидку, смешанную с графитом, мазками в форме зигзага;
- Точно также подготовьте второй лист пластика;
- Склейте оба пластиковых листа, плотно прижимая их друг к другу;
- На противоположных сторонах пластин укрепите медные пластинки, которые будут играть роль клемм;
- Соорудите рамку из дерева, в которую нужно будет вставить полученную конструкцию;
- Позвольте будущему обогревателю высохнуть;
- Замерьте сопротивление проводника и посчитайте мощность.
Придется несколько раз разобрать и снова собрать конструкция до того, как опытным путем вы добьетесь нужной мощности. Только после этого можно соединить устройство со штепселем и подключить его в сеть для эксплуатации.
Сама идея термокейса
Почему вдруг, раньше не утепляли, а сейчас — просто все ринулись дружную толпою? Если разобрать по физике процесса, то вроде смысл в этом есть – холодный аккумулятор который стоял на морозе сутки, подзаряжается крайне плохо – то есть его способность к подзарядке всего 5 – 10%, от 100% теплой батареи – простыми словами на морозе аккумулятор не подзарядить (или сделаешь это крайне медленно и не эффективно)! После того как вы запустили мотор, он прогревается, и уже через 5 – 10 минут (все зависит от морозов) мотор становится горячим соответственно начинают разогреваться все рядом находящиеся элементы, в том числе и аккумулятор. Чем быстрее растет температура под капотом — тем быстрее заряжается аккумулятор от генератора, это своего рода аксиома.
Вроде как смысл термокейса есть! Он не дает батареи остывать и всегда держит его в теплом состоянии – ЭТО В ТЕОРИИ! Но на практике совершенно другая картина.
Зачем нужно утепление аккумулятора автомобиля?
Как известно, аккумулятор плохо переносит как высокие, так и низкие температуры. А под капотом бывают и те и другие. Если летом температура в подкапотном пространстве может достигать 100 градусов по Цельсию и больше, то зимой АКБ подвергается переохлаждению. На работающем двигателе аккумуляторная батарея немного прогревается от близости к двигателю, но во время стоянки его температура сравнивается с окружающей средой. Чем это грозит?
Как известно, при охлаждении АКБ ниже 15 по Цельсию, падение температуры на 1 градус «крадёт» 1 мАч от ёмкости аккумулятора. Это приводит к тому, что на запуск двигателя у вас остаётся значительно меньше попыток, чем в летнее время. С учётом того, что после ночной стоянки зимой масло в двигателе загустевшее, для прокрутки от АКБ требуется больший ток.
Наиболее сложная ситуация в этом плане с дизельными двигателями. Сюда ещё добавляется хроническая нехватка заряда при езде в городском режиме. В итоге с утра мы получаем обездвиженный автомобиль. Если батарея разряжена сильно, то электролит в банках может замёрзнуть.
Чтобы избежать такой ситуации, аккумулятор по возможности нужно держать в тепле. Для этого можно использовать утепление. Причём утеплить его можно своими руками. Вернуться к содержанию
Где купить
Сейчас продается достаточное количество разновидностей термокейсов. Отличаются они по качеству, цене, комплектации.
Прежде всего надо тщательно измерить длину, ширину, высоту аккумулятора. Затем определиться в интернете с приемлемой для вас ценовой категорией.
Теперь легко будет найти «шубу» для вашего аккумулятора на рынке, в автомагазине или заказать в интернете. Сам термокейс стоит от 1000 рублей и более. Нагревательные пластины — от 1500 рублей.
Если вы приняли решение изготовить термокейс самостоятельно, то нужно приготовить следующие материалы и инструменты:
- фольгированный пенофенол или изолон — 1 квадратный метр;
- кислотоустойчивая ткань — примерно 1 метр погонный (зависит от ширины рулона);
- липучка — 1 м;
- скотч;
- линейка;
- ножницы;
- иголка с ниткой;
- клей;
- фломастер;
- бумага для раскроя.
Теперь тщательно измерьте свой аккумулятор. Полученные размеры перенесите на бумагу с учетом припуска на швы 1—2 см. По полученному шаблону сделайте раскрой ткани и утеплителя. Утеплитель должен быть сложен вдвое фольгой наружу. Зафиксируйте раскроенную ткань скотчем и прошейте по краям. Затем пришейте липучки к крышке кейса.
Стоимость закупки необходимых материалов обойдется менее чем в 400 рублей.
https://youtube.com/watch?v=-4H0uudECd0
Стоит ли утеплять аккумулятор
Если автомобиль используется только для того, чтобы доехать до работы и вернуться обратно, то о пользе утепления АКБ говорить просто смешно, если оно не предусматривает подогрева – в течение краткой поездки изолированный от источников тепла аккумулятор не прогреется достаточно за счёт зарядного тока, поступающего от генератора. Если подходить к делу профессионально, то следует заботиться не только о сбережении тепла, но и о его восполнении.
Когда батарея всё же замёрзла, то восстановить её работоспособность можно следующими способами:
- Снять с машины и отнести в тёплое помещение
- Подзарядить путём «прикуривания»
- Подключить через гнездо прикуривателя дополнительную батарею небольшой ёмкости.
В целом же, для жителей центральных регионов достаточно того ухода за аккумулятором, который предписан производителем – то есть следить за уровнем и плотностью электролита и периодически восстанавливать ресурс батареи при помощи зарядного устройства.
Основные элементы и принцип действия ИК обогревателелей
Самодельный обогреватель имеет существенное преимущество перед магазинным – он обойдется вам гораздо дешевле. Перед тем как приступить к его изготовлению, следует разобраться в основных элементах, необходимых для работы. А состоит ИК обогреватель из следующих деталей:
- нагревательный элемент (ТЭН), излучатель;
- корпус термостойкий;
- отражательный элемент (рефлектор);
- шнур с вилкой на 12 V для подключения в розетку.
Вот из таких основных деталей состоят практически все ИК нагреватели. Принцип работы инфракрасного обогревателя выглядит следующим образом: поступающая электрическая энергия преобразуется в тепловое излучение, которое передает тепло в окружающую среду.
Для того чтобы самодельная схема функционировала, следует выполнить ряд требований. Во-первых, обязательно следует заготовить источник излучения, в качестве которого могут выступить следующие элементы:
- лампы накала (галогеновые, карбоновые или кварцевые);
- особая многослойная панель.
Панельный обогреватель изготовлен следующим образом: между каждым слоем расположена тонкая металлическая нить, которая создает сопротивление электрическому току, в результате чего происходит нагрев до необходимой температуры. Тепловые лучи, выходящие из панели, производят обогрев помещения.
Еще одной немаловажной деталью для сборки обогревателя своими руками является рефлектор. Для его изготовления понадобится полированная сталь или алюминий
Главной функцией рефлектора является формирование потока тепла и направление его в заданную зону обогрева. Благодаря ему можно сформировать определенные зоны активного обогрева.
Инфракрасный обогреватель, сделанный своими руками, обойдется дешевле и подарит бесценный опыт начинающему мастеру. Ниже представлены инструкции по изготовлению различных видов прибора в домашних условиях.
Изготовление инфракрасного обогревателя своими руками
Неоспоримым достоинством такого устройства является то, что выработанная тепловая энергия выделяется в виде инфракрасного излучения. Благодаря этому обогреватель, созданный на основе углеродного элемента, прогревает не только воздух, но и находящихся в зоне ИК-излучения людей и предметов.
Основу такого устройства, созданного по типу обогревателей заводского исполнения, будут составлять две пластиковых заготовки, площадь каждой из которых составляет порядка 1 квадрата. На них будут наноситься мелкофракционный графитовый порошок, по структуре чем-то напоминающий муку.
Учитывайте, что графитовый порошок, выполняющий роль токопроводящей смеси – чрезвычайно пачкающееся вещество, да и к тому же он очень опасен для здоровья
Чтобы сделать эффективно работающий ИК обогреватель своими руками, необходимо также подготовить:
- две медные клеммы;
- эпоксидный клей;
- деревянные заготовки для рамки.
Как и в предыдущих вариантах, потребуется электрический шнур, оборудованный вилкой.
Графитовый порошок можно «добыть» из отслуживших свой срок батареек. Для получения необходимой мощности обогревателя опытные мастера рекомендуют вводить до двух объемов углеродного наполнителя. В готовом виде получается густая и вязкая смесь, которую довольно трудно наносить тонкой пленкой. Чтобы упростить задачу используют узкий шпатель.
Разведенный с клеем графитовый состав выкладывают на пластиковые заготовки, делая извивающуюся дорожку, не забывая при этом отступать отведенное расстояние
Последовательность выполнения действий:
- Графит перемешивают с эпоксидным клеем в пропорции 1:1,5 или 1:2.
- На рабочую поверхность выкладывают пластиковую заготовку гладкой стороной книзу.
- Готовую смесь выкладывают тонким слоем на пластик, формируя зигзагообразный узор.
- Сверху на выложенный узор второй лист пластика.
- По такой же технологии подготавливают вторую пластину. Обе заготовки плотно сжимают и дожидаются, пока клеевой состав затвердеет.
- На заготовки с противоположных сторон от графитового проводника фиксируют клеммы, придерживаясь представленной выше схемы.
- К клеммам подключают зачищенные концы электрического кабеля.
- Подключают прибор к сети и проверяют работоспособность системы.
Измерение сопротивления проводника и расчет мощности собранного прибора выполняют, придерживаясь описанной выше технологии.
Для повышения жесткости конструкции устройство можно обрамить деревянной рамкой. Чтобы усовершенствовать конструкцию, дополните ее простеньким терморегулятором.
ИК обогреватель из старого рефлектора
Вам понадобится:
- рефлектор советского производства;
- нихромовая нить;
- стальной стержень;
- диэлектрик огнеупорный.
Ваши действия:
- тщательно очистите отражатель рефлектора от грязи и пыли;
- проверьте целостность сетевого шнура, вилки, соединения с клеммами для подключения спирали;
- измерьте длину спирали, навиваемой на керамический конус прибора;
- возьмите стальной стержень такой же длины и навейте на него нихромовую нить. Шаг навивки – 2 мм;
- по окончании навивки снимите спираль со стержня;
- уложите спираль в свободном состоянии ( ее витки не должны соприкасаться) на огнеупорный диэлектрик;
- к концам спирали подключите ток из сетевой розетки;
- разогретую спираль отключите и уложите в канавку керамического конуса обогревателя;
- подключите ее к клеммам питания.
Основные требования к самодельному обогревателю
Любой тип отопительного оборудования для дома, независимо от конструктивных особенностей и сложности изготовления, должен отвечать основным требованиям:
- Простота и доступность в сборке.
- Безопасность и надежность в эксплуатации.
- Экономичность в потреблении энергоносителей.
- Высокая производительность и рабочая мощность.
- Доступная стоимость конструктивных элементов и материалов.
- Эргономичность и удобство транспортировки.
- Долговечность и практичность.
Среди существующих обогревателей наиболее эффективными и производительными являются: инфракрасный, кварцевый и керамический излучатели, электрический конвектор.
Вариант №1: обогреватель для автомобиля
Конечно, в исправном автомобиле 12-вольтовый электрообогреватель, мягко говоря, ни к чему. Но все может быть: случается, что печка отказывается работать в самый «подходящий» момент, и автолюбитель, сидящий внутри неутепленной металлической коробки, остается с лютым морозом один на один. Также самодельный обогреватель на 12 в может понадобиться при поломке системы обогрева заднего стекла.
- компьютерный блок питания;
- кулер (маленький вентилятор): его можно извлечь из того же блока питания;
- паяльник со всем необходимым для пайки;
- провод;
- фрагмент кафельной плитки;
- болты М5 с гайками того же диаметра (8 штук);
- проволока из нихрома.
Если все готово, можно приступать к созданию самодельного обогревателя.
Изготовление корпуса
В первую очередь, компьютерный блок питания нужно разобрать на составляющие. Разборку осуществляем в полном объеме: снимаем зафиксированную саморезами электронную плату, кулер, а также разъемы и переключатели (в процессе работы обогревателя они могут стать источником неприятного запаха).
Изготовление нагревательных элементов
Чтобы сделать нагревательный элемент, не нужно «изобретать велосипед»: в этом качестве будем использовать нихромовую спираль – такую же, какая установлена в любом ТЭНе. Нихром (сплав никеля и хрома) является проводником, но при этом обладает значительным электрическим сопротивлением, поэтому при пропускании через него электротока сильно греется.
Спирали изготавливаются путем наматывания нихромовой проволоки на любой стержень цилиндрической формы.
Важно так подобрать сопротивление нагревательных элементов и схему их подключения (параллельно или последовательно), чтобы обогреватель не перегружал бортовую электросеть. В противном случае работа прибора будет сопровождаться всякого рода нежелательными явлениями, например, недостаточной подзарядкой аккумулятора. В противном случае работа прибора будет сопровождаться всякого рода нежелательными явлениями, например, недостаточной подзарядкой аккумулятора
В противном случае работа прибора будет сопровождаться всякого рода нежелательными явлениями, например, недостаточной подзарядкой аккумулятора.
Автомобильный обогреватель
В качестве примера рассмотрим автомобиль марки Daewoo Sens. Установленный в нем электрогенератор рассчитан на ток силой в 70 А. В таких условиях допустимо использовать электрообогреватель, потребляющий ток в 10 – 15 А – такая нагрузка для бортовой электросети будет практически незаметной.
Готовые нихромовые спирали нужно прикрутить к обрезку кафельной плитки при помощи болтов М5 и таких же гаек. Кафель для этого придется просверлить.
Плитку с нагревателями нужно закрепить в корпусе от блока питания таким образом, чтобы установленный на свое место кулер обдувал ее, выгоняя теплый воздух в салон автомобиля. В итоге мы получим 12-вольтовый тепловентилятор.
Чтобы материал не раскрошился, на него в месте сверления нужно наклеить скотч или пластырь, при этом сверло должно вращаться с минимальной скоростью.
Сборка обогревателя
На этапе сборки монтируются кулер и крышка.
После чего к обогревателю подключаются все провода.
Их сечение должно соответствовать расчетной силе тока.
В медном проводе на каждые 10 А должен быть 1 кв. мм сечения, в алюминиевом – 1,25 кв. мм.
Не путайте диаметр жилы с площадью ее сечения – для проводов малого диаметра эти величины очень похожи.
Также в цепь прибора нужно врезать плавкий предохранитель, который опять же подбирается в зависимости от рассчитанной силы тока.
Установка
Несмотря на скромное напряжение, самодельный обогреватель потребляет внушительный ток и разогревается достаточно сильно. Во избежание аварийных ситуаций крепить его нужно надежно, чтобы во время движения автомобиля прибор случайно не упал.
Стоит ли утеплять аккумулятор?
Если вы имеете возможность ставить автомобиль в теплый гараж или заносить аккумулятор в теплый бокс на ночь, вопрос, как утеплить зимой аккумулятор вас не волнует. Всем другим автолюбителям придется утеплять аккумулятор с помощью покупного или изготовленного своими руками кожуха.
- Комплексное утепление двигателя и радиатора и подкапотного пространства. Это благотворно скажется дополнительно на текучести масла, состоянии воздушного и масляного фильтра.
- Можно использовать отвод на аккумулятор горячего тосола – прогретый тосол нагревает корпус аккумулятора, но следует исключить опасность перегрева.
- Выполнить утепление только аккумулятора своими руками или купить готовый утеплитель.
В любом случае следует предусмотреть меры, чтобы зимой аккумулятор заряжался полностью и к моменту запуска сохранял не менее 50 % емкости. Предлагаем посмотреть варианты утепления аккумулятора зимой на видео.