Антифриз для систем отопления

Причина номер 1

Поскольку простая вода и тосол имеют совершенно разные физические свойства, при создании системы отопления коттеджа стоит помнить — будете ли вы пользоваться той или иной жидкостью. Основные проектирования проводятся, естественно, для воды. В том случае, если вы запланировали применять в системе отопления различные виды тосола, требуется поменять многие основные опции в работе системы отопления:

  • на 50 процентов поднять показатель мощности напора циркуляционной помпы;
  • на 50 процентов увеличить объем расширительной емкости и на 40 процентов увеличить силу/скорость вентиляторов-радиаторов.

Антифриз G11

Производится антифриз G11 на классической силикатной основе, в составе имеет пакет неорганических присадок. Данный тип охлаждающей жидкостей применяли для автомобилей, выпуском до 1996 года (хотя допуски некоторых современных авто до 2016 года выпуска позволяют заливать G11), в СНГ назывался “Тосол”. 

Благодаря силикатной основе, G11 выполняет следующие функции:

  • создает защиту поверхностям, не давая этиленгликолю повредить их;
  • замедляет распространение коррозии.

При выборе такого антифриза (его цвет синий и зеленый), обратите внимание на две особенности:

  • срок годности не превышает 3 лет, вне зависимости от пробега. Во время эксплуатации защитный слой становится тоньше, эти кусочки, попадая к охлаждающую жидкость, приводят к ускоренному ее износу, а также повреждению водяного насоса;
  • защитный слой не терпит высоких температур, более 105 градусов, поэтому теплоотдача G11 низкая.

Все недостатки можно обойти стороной, своевременно меняя антифриз и не допуская перегрев двигателя. 

Какая разница между антифризом и тосолом

С точки зрения своего назначения, физических качеств оба названия являются синонимами. Отличием между двумя лексическими формулировками является история их рождения.

«Антифриз» – является общемировой, более широкой, формулировкой обозначения охлаждающих, незамерзающих (Antifreeze) жидкостей для двигателей внутреннего сгорания . Изначально антифриз, как и тосол, имели одинаковую химическую основу, но впоследствии развития технологий усовершенствованные антифризы получили ряд принципиально новых химических формул, которые адаптированы к определённым характеристикам двигателей, учитывают безопасность и экологичность, имеют более длительный срок эксплуатации.


Заправка тосола в двигатель

История рождения значения «Тосол» пришло из советского промышленного комплекса, где в НИИ органической химии была разработана формула охлаждающей жидкости. Составляющее «ТОС» является аббревиатурой, расшифровывающейся как название отдела института разработчика – «Технологии Органического Синтеза». Приставка «ол» является составляющей конечной части, принятой в органической химии, в обозначении спиртов. Например, спирты —  «этанол» — этиловый спирт», «метанол» – метиловый спирт. В последствии, с распространением и завоеванием спроса на рынке слово «Тосол» приобрело ценность бренда, на который в своё время юридически никто не предъявил свои права. В связи с этим, под данным названием, в настоящее время на территории пост советского пространства множество хим. предприятий выпускают охлаждающую жидкость для двигателей. Традиционно тосол имеет вид слегка маслянистой жидкости синего цвета.

Чтобы, подытожить выше описанное, можно сказать следующее:

  • Под Тосолом понимают советскую марку охлаждающей жидкости на спиртовой основе
  • Охлаждающие Антифризы, в своём разнообразии видов, к которым также относится Тосол, являются рядом охлаждающих жидкостей, поделенного на группы различающихся свойствами и химическим составом

Из этого следует, что антифризы своей широкой линейкой и разнообразием улучшенных физических свойств более гибки в учёте характеристик двигателя вашей машины и имеют боле длительный срок эксплуатации.

Следует знать каждому владельцу дома

По принятому международному стандарту, охлаждающая смесь, вне зависимости от ее типа — это может быть новое поколение антифризов, не должна иметь в своем составе никаких физических примесей в виде металлов и в целом ничего опасного для человека

Старайтесь покупать такие смеси, тем более их недавно начали выпускать на рынок в большом количестве.
Смесь для труб домашней системы отопления должна быть прозрачного оттенка.
У антифризов различных типов может быть один оттенок, однако это совсем не значит, что данные антифризы можно перемешивать.
Выбирая антифриз для системы отопления дома — обращайте внимание на склонность к образованию осадка или пены, поскольку это увеличивает вероятность поломки системы отопления. Данный осадок с течением времени забьёт патрубки в системе и остановит насосное оборудование.
Но все же после сильного нагревания данного продукта может появиться сажа либо даже вредная для мотора взвесь из небольших частиц.

Лучший теплоноситель – вода?

Когда речь заходит о выборе теплоносителя для отопления дома, чаще всего в качестве лучшего варианта называется вода. Так ли это? Попробуем разобраться. Несомненно, вода обладает множеством привлекательных свойств, главным из которых являются ее низкая цена и доступность. И этот фактор чаще перевешивает все остальные.

Вячеслав Сидоров, Коммерческий директор «ВинтХим»

«Сегодня на российском рынке представлено много антифризов, есть среди них и качественные, которые давно зарекомендовали себя с наилучшей стороны, производители которых держат высокую планку по качеству выпускаемой продукции. Но, есть и много дешёвых, глицериновых и контрафактных антифризов, которые могут вывести из строя вашу дорогостоящую систему отопления – опасайтесь таких подделок и антифризов».

Вода обладает превосходной теплоемкостью (т.е. способна переносить наибольшее количество тепла), малой вязкостью, она не токсична и пожаробезопасна при утечках. А если утечка все же произошла, то долить воду в систему отопления – не великий труд.

Но вода обладает и недостатками. Во-первых, вода из крана вызывает коррозию труб и нагревательных приборов. Во-вторых – и это основной недостаток, нивелирующий все положительные свойства – вода замерзает всего при 0°C. И это не все – замерзая, вода расширяется примерно на 9%, что с неизбежности приводит к порывам труб и радиаторов и выходу из строя всей системы отопления. Если по каким-либо причинам температура в доме упадет до отрицательных значений, а в трубах осталась вода, трагедия неизбежна. Таким образом, риски при эксплуатации системы, в которой теплоноситель – вода, весьма велики.

Разумеется, есть способы борьбы с недостатками. Например, для борьбы с коррозией используют антикоррозийные добавки, чтобы снизить отложения солей на стенках труб, применяют дистиллированную воду. Чтобы снизить температуру замерзания тоже применяют специальные присадки.

Получается, что, несмотря на свою «водную» природу, чаще всего в системе отопления циркулирует отнюдь не водопроводная вода, а некий раствор. Кстати, никто не заливает в свой автомобиль простую воду, только антифриз, почему же в системе отопления должно быть иначе?

Чем антифриз хуже воды?

Котлы и системы отопления создаются из расчета использования с водой, опираясь на ее физические и химические свойства. У антифриза они другие. В этом и состоит главная проблема. Нужно очень постараться и спроектировать отопительную систему так, чтобы свести недостатки антифриза к минимуму.

  1. Вязкость и плотность у антифриза выше, чем у воды. Фактически это означает, что для циркуляции теплоносителя нужны более мощные насосы.
  2. А удельная теплоемкость — ниже.
  3. Есть риск протечки, если материалы уплотнений не совместимы с конкретным составом антифриза.
  4. Более высокий, чем у воды, коэффициент расширения при нагреве. Потребуется расширительный бак большего объема.

Не токсичный антифриз

Не токсичный антифриз производится на основе пропиленгликоля. Этот антифриз можно использовать в двухконтурных системах отопления. Пропиленгликоль это пищевой продукт. Пить его, конечно, не следует, но для человека он безопасен.

Антифриз на основе пропиленгликоля подкрашен в зеленый цвет. Относительный недостаток антифриза на основе пропиленгликоля это его дороговизна по сравнению с этиленгликолевым антифризом.

Выводы

Некоторые выводы в Использование антифриза как теплоносителя отопительных систем.

  • Если у вас двухконтурная отопительная система, используйте безопасный антифриз на основе пропиленгликоля;
  • Не используйте в качестве теплоносителя не предназначенные для этого не замерзающие жидкости;
  • Разбавляйте концентрат антифриза, для получения незамерзающего теплоносителя при температуре -25°C;-20°C. Незачем заливать в качестве теплоносителя антифриз не замерзающий при -65 °C.

Развернутые ответы на вопросы:

  • Можно ли использовать автомобильный антифриз в качестве теплоносителя?
  • Можно ли использовать антифриз в системе отопления с оцинкованными трубами?
  • Можно ли смешивать антифризы? и еще на 10 вопросов читать ТУТ.

Obotoplenii.ru

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.

У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин. Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Какой вид лучше выбрать

Если температура в системе в холодное время года не будет падать ниже +5 °C, то наилучшим теплоносителем в этом случае является вода, максимально очищенная от солей.

Если возможны длительные отключения отопительной системы в зимнее время, то оптимальным вариантом будет антифриз.

Чтобы правильно выбрать антифриз, учитывайте такие моменты:

  • рабочий температурный диапазон;
  • влияние теплоносителя на материалы деталей системы (на чёрные и цветные металлы, пластик, резину и проч.);
  • длительность цикла использования;
  • безопасность для здоровья.

Принимая во внимание последний фактор, для обогрева дома рекомендуется использовать пропиленовые антифризы

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании
с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду.

Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы!

Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью,
указанной производителем (4–5 лет), промывая систему специальными составами.

Не применяйте автомобильный «тосол» в системах отопления, т.
к. в его составе есть добавки, не допустимые к использованию в жилых помещениях.

Применяйте специальные герметики для монтажа системы отопления,
обеспечивающие высокую надежность соединений (например, подмотка и гель для труб
Рекорд, Сантехмастер ).

Консультируйтесь со специалистами по поводу эксплуатации котлов
в системах, где теплоносителем выступает антифриз, — там есть масса нюансов. К примеру,
для проточных котлов с форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой
степенью оребрения характерны кратковременные перегревы стенок теплообменника в
моменты максимальных нагрузок при включении и выключении котла — и здесь надо быть
предельно осторожным при выборе теплоносителя.

Другой пример: запуск системы с чугунным котлом следует производить
на минимальной мощности с постепенным выходом на режим.

Стоит иметь в виду, что разбавление антифриза более чем на 50%,
кроме повышения температуры замерзания, ведет и к ухудшению его антикоррозионных
свойств, а также к выпадению осадка солей жесткости, растворенных в воде.

Если все же разбавление водой более чем на 50% необходимо, то
в полученный раствор надо будет добавить дополнительные присадки.

Для разбавления антифриза рекомендуется использовать воду с жесткостью
до 7 единиц. Если Вы не знаете жесткость воды, то рекомендуем предварительно смешать
в нужной пропорции небольшое количество антифриза с водой в прозрачной емкости и
убедиться в отсутствии осадка.

Антифризы на основе моноэтиленгликоля ядовиты: будьте внимательны
при заправке и обслуживании систем отопления и не используйте такие антифризы в
двухконтурных системах.

Перед заливкой антифриза в отопительную систему рекомендуем испытать
работу системы на воде, произвести опрессовку системы, чтобы убедиться в отсутствии
протечек, а также в отсутствии посторонних примесей.

По материалам журнала Еврострой.

Важность борьбы с коррозией, опасность цинковых труб

Коррозия опасна, т.к. со временем нарушает целостность системы и вызывает протечки. Но это далеко не все ее отрицательные стороны. Образование ржавчины в трубах и радиаторах снижает их эффективность, т.к. коррозионный слой имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл.

Другие публикации TopClimat.ru по теме
Антифриз в системах отопления
Выбор котельной для частного дома

Иначе говоря, теплоотдача радиаторов снижается при том же режиме работы котла. Кроме этого, снижается скорость теплоносителя в системе, что тоже уменьшает ее общую эффективность. В общем, коррозия в системе приводит к тому, что часть дорогого топлива будет уходить у вас в никуда, причем, эта доля со временем будет только расти.

Но и это еще не все. Частицы ржавчины отделяются от стенок труб под действием течения теплоносителя и негативно влияют на подшипник циркуляционного насоса, который может дать течь, засоряют каналы теплообменников и отопительного котла.

Часто с ржавчиной борются с помощью оцинкованных труб, которые имеют хорошую коррозионную стойкость. Но, помните! В системах отопления нельзя использовать элементы, содержащие цинк, в частности, оцинкованные изнутри трубы. Дело в том, что при рабочих температурах (а это +70°С и выше) теплоносителя цинковое покрытие будет отслаиваться и оседать на нагревательных элементах котла, а антикоррозионные свойства самого теплоносителя значительно ослабятся.

Схема отопления частного дома

Исключением является теплоноситель на основе глицерина, но лучше не рисковать и в этом случае. Нередко производители теплоносителей на глицериновой основе реализуют смешанные составы, которые содержат глицерин и пропиленгликоль.

Порядок выполнения работ

На первый взгляд залить теплоноситель задача простая, однако даже с водой предстоит много мороки, а с антифризами добавляется ряд нюансов.

В первую очередь возникает вопрос, как правильно рассчитать количество концентрата, чтобы получить в итоге раствор с необходимыми параметрами. И даже при этом начинают с подготовки отопления к эксплуатации.

Подготовка

Учитывая требования производителя антифриза, проверяют теплообменники, прокладки, вентили и т.д. Заменяются материалы, не совместимые с выбранным раствором. При обнаружении, например труб или устройств с оцинкованной внутренней поверхностью, их придется заменить при использовании антифриза на этиленгликоле.

Целостность соединений проверяется прессованием на наличие протечек, промывается водой или специальными составами, рекомендованными производителем котла для устранения засоров и накипи с отложениями. Перед окончательным наполнением промывается окончательно вся конструкцию водой.

Прежде чем переходить к подготовке раствора теплоносителя, необходимо узнать объем системы. Это ключевой фактор для подготовки теплоносителя. Достаточно наполнить отопление водой до полного выхода воздуха через воздухоотводчик или расширительный бак. После продолжительной работы циркуляционного насоса стравливается воздух с радиаторов и самой верхней точки. Только после этого воду сливают, чтобы получить точный объем.

Как разбавлять концентрат

Зная точный объем отопления, приступают к подготовке раствора в соответствии с инструкцией к выбранному антифризу. Используется чистая фильтрованная или дистиллированная вода. Ненужно разбавлять растворы, поставляемые уже в готовом виде с необходимой концентрацией.

Емкостью для разведения может быть полиэтиленовая бочка или металлическая для пищевых продуктов. В нее заливают воду и после добавляют отмеренное количество антифриза. Перемешивать раствор не нужно иначе образуется пена, и раствор получит дополнительное насыщение кислородом.

Как залить в систему отопления

Заполнение начинают с самой нижней точки, так снижается риск образования воздушных карманов или вспенивания антифриза из-за перемешивания.

Для заполнения теплоносителя потребуется:

  • Вибрационный насос, например малыш;
  • Гибкий шланг для подключения к дренажному клапану и сливу с самой верхней точки системы.

Для заполнения открывают вентиль на байпасе циркуляционного насоса. В бочку с раствором опускают насос, соединенный шлангом к дренажному клапану, и конец шланга от верхнего слива от расширительного бака.

Заливается большая часть содержимого бочки, пока не начнется выход чистого раствора с расширительного бака. После этого спускается воздух из радиаторов и котла с помощью крана Маевского. Далее доливается раствор до полного наполнения так, чтобы в открытом расширительном баке уровень теплоносителя достиг минимально допустимого уровня.

Как заполнять систему закрытого типа

Заполнение так же выполняется с нижней точки, подключая насос к дренажному клапану. Дополнительно используется манометр, с помощью которого следят за давлением. Оно не должно превысить допустимый порог, установленный на расширительном баке.

Спуск воздуха происходит на воздухоотводчике, расположенном в самой верхней точке системы и с помощь кранов Маевского на каждом радиаторе

Особенно важно не забывать про радиаторы при нижнем их подключении

Скорость заполнения, примерно 4-5 литров в минуту и зависит от работы воздухоотводчика. Как только с верхней точки пойдет чистая жидкость без воздуха, наполнение теплоносителем продолжается до достижения давления 1-1,5 атмосферы в соответствии с настройками расширительного бака и котла и с учетом расширения теплоносителя, чтобы при эксплуатационных параметрах получить максимум 2 атмосферы.

Включается циркуляционный насос. Во время первого цикла выйдут остатки газов, не выявленных ранее. Если на манометре будет заметно проседание давления, значит, воздух постепенно ходит, освобождая место для еще одной порции теплоносителя. Когда отопление отработает без включенного котла 2-3 часа без видимых снижений давления, значит, заливка теплоносителя выполнена успешно.

https://youtube.com/watch?v=uw84J6DK99U%3F

Как выбрать

Теплоносителем называют жидкую или газообразную субстанцию, используемую для передачи тепловой энергии

Покупая антифриз, обращайте внимание на следующие критерии выбора: основа, точка кристаллизации, точка кипения, возможность разбавления водой и время, которое антифриз прослужит

Основу можно прочитать на упаковке, изучая состав. Наиболее стойким к морозу компонентом считается этилен-гликоль, но он же и самый противоречивый с точки зрения пользы, ведь токсичность зашкаливает. Средним по стоимости является глицерин — вещество щадящее и безвредное, но со своим минусом. Придется заменять привычные прокладки на тефлоновые. Из дорогих основ выделяется пропилен-гликоль. Его плюсы — в устойчивости к перегреву и нейтральности в химическом плане.

Показатель точки кристаллизации может варьироваться от -15 до -65 градусов, поэтому при покупке надо ориентироваться на климат региона, смотреть, умеренный он или холодный.

Точка кипения дает понять, когда вещество начнет пениться. Чем позже происходит закипание, тем дольше будет текучесть и передача тепла. Максимальным считается показатель 115 С.

Обратите внимание, что одни средство можно разбавлять водой, а другие необходимо использовать исключительно в чистом виде. Наиболее выгодным считается, конечно, тот, который можно разбавить водой

Срок службы — тоже важный параметр, так как именно в течение указанного периода продукт по щадящему воздействует на металл и полностью соответствует своим характеристикам.

Какой марки антифриз выбрать: особенности и предостережения

Периодически каждому автовладельцу приходится доливать антифриз до нужного уровня. Для этого следует подобрать жидкость, соответствующую по составу той, которая залита в системе охлаждения авто

И здесь не так важно, какого цвета выбрать антифриз. Нужно внимательно изучать его состав.

Категорически нельзя смешивать жидкости G12 и G11, а составы марки G12+ могут добавляться к антифризам других типов.

Не следует доливать в систему охлаждения воду (особенно в зимнее время). Такой шаг допустим лишь в экстренных случаях и на короткое время. При первой возможности жидкость, в которую добавлена вода, нужно заменить, так как она менее устойчива к замерзанию, закипает при меньших температурах и теряет свои защитные свойства.

Где и как применяются антифризы

Свое применение антифриз нашел на только в области автомобильного транспорта. Часто его используют в системе отопления жилых домов и помещений. В нашем случае, главная задача антифриза — поддерживать рабочую температуру двигателя в заданном режиме. Применяется охлаждающая жидкость в замкнутой рубашке двигателя и магистрали, также проходит через салон, благодаря чему дует теплый воздух при включенной печке. На некоторых автомобилях присутствует теплообменник для АКПП, где в одном корпусе параллельно пересекаются антифриз и масло, регулируя температуру друг друга.

Раньше в автомобилях применяли охлаждающую жидкость под названием “Тосол”, где главными требованиями являются:

  • поддержание рабочей температуры;
  • смазывающие свойства.

Это один из наиболее дешевых жидкостей, которые категорически нельзя применять в современные автомобили. Для них уже придуман ряд антифризов: G11, G12, G12+(++) и G13.

Что такое антифриз

Антифриз – что это и для чего он нужен, можно понять даже из его названия при минимальном знании английского языка (antifreeze – против мороза). По существу, эта жидкость не замерзает, точнее – делает это, но при -40-65 градусов мороза.

Таким образом, охлаждающая жидкость или ОЖ это смесь химических соединений, способной не замерзать при сильных морозах. Поэтому её основу составляют спирты, моноэтиленгликоль, и глицерин. А также в её составе присутствует и вода.

Интересно, что даже сильно замёрзший антифриз не превратится в лёд. В таком состоянии он напоминает подмёрзший и достаточно мягкий снег. Поэтому состав не повреждает мотор и систему охлаждения. Но пользоваться автомобилем в этом случае не стоит.

Сам по себе такой химический состав вреден для металлических и других деталей системы охлаждения и силовой установки. В чистом виде он приводил бы к их быстрому повреждению.

Поэтому специалисты разработали и продолжают создавать присадки, снижающие или вовсе сводящие на нет негативное влияние охлаждающей жидкости на металлические или резиновые детали двигателя.

А также они повышают охлаждающую способность средства. А недавно появились добавки, которые могут светиться в ультрафиолетовых лучах. То есть жидкость сигнализирует о месте утечки и повреждения системы.

Состав и количество присадок, а также их свойства и полезность, у разных производителей ОЖ часто отличаются. Как водится их применяют не более 2-4 процентов от общего состава антифриза.

Но именно эти компоненты оказывают серьёзное влияние на характеристики продукта. Поэтому ведущие бренды держат полный состав своих продуктов в секрете.

Чем может навредить антифриз?

Этиленгликоль токсичен. Любая протечка или неаккуратное обращение с жидкостью может серьезно навредить здоровью или даже угрожать жизни людей и домашних животных.

Добавление воды в антифриз улучшает ряд его характеристик — вязкость, теплоемкость, — но повышает температуру замерзания теплоносителя. Чем выше концентрация антифриза, тем серьезнее воздействие на металлические элементы и уплотнители системы. Последние могут растворятся под действием концентрированного антифриза, что со временем приводит к протечкам.

Чтобы снизить воздействие коррозии, производитель добавляет в антифриз ингибиторы. Иногда их приходится покупать отдельно и примешивать самостоятельно. Но если переусердствовать с долей воды в теплоносителе, то эффективность присадок снижается, и опасность коррозии возрастает. Происходит это как по вине пользователя, — неточные расчеты при разбавлении — так и в результате подпитки теплоносителя в процессе эксплуатации.

Антифризы не должны контактировать с цинком, который может присутствовать в покрытии труб и фитингов. В результате их взаимодействия образуется нерастворимый осадок, который постепенно разрушает отопительную систему. Производители котлов и других компонентов системы отопления (насосы, соединения, фильтры) с большой вероятностью откажут в гарантии при использовании антифризов в качестве теплоносителя.

Пока отложений не так много, ситуацию можно исправить. Для этого нужно промыть систему отопления.

Энергобыт Сервис → Услуги:Промывка системы отопления

Можно ли мешать тосол с антифризом?

Во-первых, нужно сразу уяснить различия между тосолом и
антифризoм. Антифриз – общее название охлаждающих жидкостей для
автомобильных двигателей, а “Тосол” – торговая марка отечественного
антифриза. Тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными
характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам
системы охлаждения, чем антифриз. Поэтому смешивание тосола с
антифризом или замена одного на другое без промывки системы
охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка,
забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как
таковой.

Для чего нужен

Для отопления загородного дома не придумаешь хуже ситуаций, чем закипание или наоборот замерзания воды в трубах. Ситуация вероятная и опасная. Никакие конструктивные решения не способны уберечь трубы от замерзания воды и разрывов, разве что требуя постоянной работы котла, что невозможно. Ведь в загородный дом приезжают на несколько дней во время праздников или на уикенд семьей, никому при этом не хочется постоянно следить за отоплением. Держать систему пустой не вариант, ведь заполнить ее по минусовой температуре сложно. Выход из такой ситуации предполагать использовать антифриз для отопления загородного дома.

Снизить температуру замерзания теплоносителя актуально не только для загородного дома. Отключения электричества или временное отсутствие топлива для котла, будь то дрова, уголь, газ или дизтопливо, может спровоцировать захолаживание дома и замерзание воды в трубах. Это уже означает, что быстро согреть дом не получится, а вместо этого предстоит дорогостоящий ремонт.

Антифриз представляет собой подготовленный раствор с заданными параметрами, основное преимущество которого в низкой температуре замерзания. Используются для этого химические соединения, разведенные в дистиллированной воде:

  • Этиленгликоль;
  • Пропиленгликоль;
  • Солевые растворы;
  • Спирты.

В установленной концентрации они способны снизить температуру замерзания раствора вплоть до -60°С, чего с избытком хватает для устранения проблемы с замерзанием теплоносителя и разрыва труб.

Однако антифризы сами по себе обладают рядом недостатков:

  • Сниженная теплоемкость;
  • Повышенная текучесть;
  • Повышенная плотность;
  • Разложение основного компонента при нагреве до 105-120°С;
  • Агрессивное воздействие на материалы.

Чтобы устранить эти негативные факторы и добавить ряд дополнительных полезных свойств используются различные присадки, способные:

  • Защитить внутреннюю поверхность труб, теплообменников и котла от коррозии и образования накипи;
  • Защитить резиновые и/или паронитовые, тефлоновые уплотнители от разрушения и деформации;
  • Повысить температуру кипения раствора;
  • Повысить теплоемкость;
  • Устранить пенообразование.

Антифризы обладают одним неоспоримым преимуществом – они не замерзают. Однако наряду с этим наделены массой недостатков, которые лишь частично покрываются присадками и вуалируются рядом полезных свойств, полученных от вспомогательных компонентов.

Использовать незамерзайки актуально только в случае реальной опасности снижения температуры в трубах и радиаторах. При этом всё, начиная с мощности котла и заканчивая характеристиками и материалом вентилей и теплообменников, подбирают именно с учетом свойств выбранного антифриза. Даже теплоемкость отличается у незамерзайки от воды на 20-30%.

Что такое антифриз – главные свойства и состав жидкостей

По своей сути антифриз – это химический состав, который производится на основе этиленгликоля, пропиленгликоля, а также глицеринов и спиртов. Жидкость имеет сниженный градус кристаллизации, обладает присадками против коррозии, антивспенивателями и прочими средствами, которые поддерживают заданный объем жидкости без изменений. Практически при любой естественной температуре антифриз сохраняет текучесть, теплопроводные свойства, стабильность и вязкость на прежнем уровне.

Основные элементы в составе продукции:

гликоли или спирты – именно от их концентрации зависит температурный порог состава в конкретных рабочих условиях;

дистиллированная вода – большую часть состава или около половины формирует обычная хорошо очищенная вода;

антикоррозийные присадки – пакет этих материалов предотвращает коррозию и засорение деталей, что немаловажно для длительной службы теплообменников;

другие присадки – это материалы, которые борются с замерзанием, вспениванием, закипанием и прочими ненужными процессами;

красители – пакет веществ, придающих составу конкретный цвет, так что разделение материалов по цветам весьма условное.

В составах также могут присутствовать другие стабилизирующие вещества, которые предотвращают чрезмерную реакцию на смену температур. Жидкость должна сохранят свои свойства при рабочей температуре двигателя и не закипать до 108 градусов. Также замерзание при -30 градусах не приветствуется в условиях северного климата. На упаковке с антифризом производитель обязательно указывает, при какой температуре происходит кристаллизация.

Но даже если продукт кристаллизировался, при повышении температуры окружающей среды он нагреется и вернет свои свойства без серьезных изменений. При замерзании жидкость превращается в вязкое желе и не расширяется. Такое свойство позволяет предотвратить разрыв шлангов и труб, повреждение оборудования.

Подводим итоги

Современная техника может работать исправно и долго только при соблюдении качества технических жидкостей. Одна ошибка в этом деле может привести к перегреву двигателя. При перегреве возникают самые разные неприятные ситуации, включая полное разрушение силового агрегата с необходимостью последующей замены. Двигатели из нежных материалов не просто изнашиваются при чрезмерно высокой температуре, они могут заклинить, и самое страшное, что большая часть современных агрегатов в таком случае не подлежат восстановлению.

Именно по этим причинам стоит внимательно относиться к выбору антифриза и всегда покупать проверенные и качественные варианты жидкостей. Иначе вы попадете в ситуацию, когда одно неправильное решение создаст целый ряд проблем, которые придется решать за большие деньги. Стоит учитывать, что качество антифриза влияет не только на эффективность службы системы охлаждения, но и на срок эксплуатации ее основных элементов. Так что хорошие антифризы покупать выгодно, они продлевают срок жизни машины и в целом благоприятно сказываются на ее эксплуатации. Теперь вы знаете больше об охлаждающих жидкостях и не дадите себя провести продавцам в магазинах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий