Водяное отопление большого капитального гаража
Наиболее привычной для потребителей является водяная система отопления, использование которой в просторных гаражах оправдано многими факторами, в том числе также возможностью монтажа своими руками. Если расходы на приобретение отопительного котла, радиаторов и остальных комплектующих владельца гаража не смущают, то водяное отопление — оптимальный способ обогрева капитального гаража больших габаритов.
Эксплуатация водяной системы отопления гараж требует соблюдения следующих правил:
- обустроить ограждающие конструкции, в том числе ворота, утеплением — это даст до 40% экономии энергоносителя;
- в качестве теплоносителя использовать незамерзающую жидкость — это избавит от необходимости сливать воду на время длительного отсутствия владельца;
- во избежание повреждения использовать радиаторы отопления промышленного применения, антивандального исполнения.
Если удаленность гаража не более 20 м от дома, можно подключить его к системе отопления жилья (в случае автономного обогрева — при достаточной мощности обогревательного котла). Но отопление гаража большой площади потребует значительного дополнительного расхода теплоносителя, то есть установки общего высокомощного котла, эксплуатация которого в летнее время будет экономически не оправданной. Поэтому в просторном гараже целесообразнее устроить автономную систему отопления и установить индивидуальный котел. После принятия такого решения необходимо определиться с оптимальным для конкретных условий топливом, под которое и будет приобретаться отопительный котёл.
По стоимости энергоносителя (природного газа) это самый экономный способ отопления гаража, но он сопровождается скрытыми расходами:
- оформление проектной и разрешительной документации;
- оплата работы лицензированных специалистов по монтажу газового оборудования;
- расходы на вентиляцию и отвод продуктов сгорания;
- затраты на регламентные работы по котлу;
- возможно, необходимое сооружение и последующее обслуживание дымохода.
Как вариант, для обогрева гаража можно использовать инфракрасные газовые обогреватели, обогревательные панели, конвекторы, потребляющие сжиженный пропан и бутан в баллонах — это избавляет от необходимости хождения по инстанциям, но добавляет проблему обеспечения топливом.
- преимущества – высокий уровень автоматизации системы отопления, при использовании природного газа — постоянное наличие энергоносителя в магистрали, экономичность и высокий КПД газового оборудования;
- недостатки – наличие фактора опасности взрыва, пожара или отравления угарным газом.
При использовании газового отопления владелец строения должен особенно строго соблюдать в своем гараже требования безопасности.
Хороший вариант для гаража – конденсационный автоматический агрегат паро-капельного типа, который экономичнее иных моделей на величину до 15%, так как способен эффективно работать при низком давлении газа. В теплообменнике такого котла вода от нагрева газовой горелкой превращается в пар, а затем опять конденсируется в жидкое состояние, что сопровождается выделением тепла. Такие котлы производятся в напольном и настенном исполнении. Для гаража предпочтителен второй вариант, исключающий вероятность опрокидывания при выполнении каких-то работ.
Рассуждения на тему обогрева гаража
Разбираясь в вопросе, чем лучше обогреть гараж, необходимо понимать один аспект. Это доступность дешевого топлива. К примеру, для кого-то не проблема достать много дров за минимальную цену. В другом случае не проблема собрать отработанное масло. А кому-то легче приобрести несколько баллонов сжиженного газа, установить их за пределами гаража, смонтировать полноценную трубную разводку с установкой радиаторов.
То есть каждый владелец строения сам решает, что он хочет видеть в своем гараже в качестве отопительной системы. Как показывает практика, выигрывают те, у которых гараж является пристройкой к основному дому. Они просто подключают отопительную систему гаража (трубы, плюс радиаторы) к отоплению дома.
И проблема на этом решается. Тем более, нет необходимости отключать обогрев на ночь.
Вторая позиция рассуждений – выбор по типу обогрева. Здесь имеется в виду конвекция или нагнетание. Второй вариант эффективнее, и этому есть несколько причин:
- высокий КПД;
проще конструктивные особенности (отсутствие труб и радиаторов);
теплоноситель – воздух, который не замерзает при отрицательных температурах;
- температура в гараже повышается быстро.
Единственный минус – пересушка воздуха.
Радиаторное отоплениеИсточник istteks.ru
Третья позиция касается полноценной системы отопления, в состав которой входят, кроме котла или печи, трубы и радиаторы. Если отопление будет отключаться на ночь, то внутрь надо заливать антифриз, что увеличивает стоимость сети.
Четвертая позиция. Обобщим, какой вариант обогрева гаража оптимальный.
Если говорим об отоплении гаража электричеством, то самый экономичный способ – инфракрасные приборы.
То же самое касается и газового отопления.
- Если решаем использовать жидкое топливо, то экономичнее – отработка. Но с условием, что достается она бесплатно или за минимальную оплату. Добавим, что отработанное масло обладает максимальной теплоотдачей. На этом можно сыграть, уменьшим его потребление.
- Что касается твердотопливного оборудования, то все будет зависеть от того, какой вид топлива достается дешевле.
Видео описание
В данном видео мы рассмотрим вопросы, связанные с воздушным отоплением:
Пятая позиция, которую иногда не учитывают, выбирая обогрев гаража. Это необходимость хранения энергоносителя. Дрова, уголь и другие виды твердого топлива, а также отработку, где-то надо складировать. К тому же к месту хранения будут предъявляться строгие требования пожарной безопасности. В этом плане электричество и газ – идеальны. Так что придется продумать и эту сторону вопроса.
Правила выбора и монтажа труб
Выбор между стальными или полипропиленовыми трубами при любой циркуляции происходит по критерию возможности их использования для горячей воды, а также с позиций цены, легкости монтажа и срока эксплуатации.
Стояк подачи монтируют из металлической трубы, так как через него проходит вода самой высокой температуры, а в случае печного отопления или неисправности теплообменника возможен вариант прохождения пара.
При естественной циркуляции необходимо использовать диаметр труб несколько больший, чем в случае применения циркуляционного насоса. Обычно, для обогрева помещений до 200 кв. м, диаметр коллектора разгона и трубы на входе обратки в теплообменник равен 2 дюймам.
Это вызвано меньшей скоростью воды по сравнению с вариантом принудительной циркуляции, что приводит к следующим проблемам:
- снижение объема переносимого тепла за единицу времени от источника к обогреваемому помещению;
- появление засоров или воздушных пробок, с которыми не сможет справиться небольшого напор.
Особенное внимание при использовании естественной циркуляции с нижней схемой подвода подачи необходимо уделить проблеме удаления воздуха из системы. Он не может полностью отводиться из теплоносителя через расширительный бак, т.к
закипающая вода поступает сперва в приборы по магистрали, расположенной ниже чем они сами.
При принудительной циркуляции напор воды сгоняет воздух к установленному в наивысшей точке системы воздухосборнику – устройству с автоматическим, ручным или полуавтоматическим управлением. С помощью кранов Маевского в основном производится регулировка теплоотдачи.
В гравитационных отопительных сетях с подачей, расположенной ниже приборов, краны Маевского применяются непосредственно для стравливания воздуха.
Воздух также может отводиться с помощью воздухоотводчиков, установленных на каждом стояке или на воздушной линии, проложенной параллельно магистралям системы. Из-за внушительного количества устройств для отвода воздуха гравитационные схемы с нижней разводкой применяются крайне редко.
При слабом напоре небольшая воздушная пробка способна полностью остановить систему обогрева. Так, согласно СНиП 41-01-2003 не допускается прокладывать без уклона трубопроводы систем отопления при скорости движения воды менее 0,25 м/с.
При естественной циркуляции такие скорости недостижимы. Поэтому кроме увеличения диаметра труб необходимо соблюдать постоянные уклоны для вывода воздуха из системы отопления. Уклон проектируют из расчета 2- 3 мм на 1 метр, в квартирных сетях наклон достигает 5 мм на погонный метр горизонтальной линии.
Уклон подачи делают по ходу движения воды, чтобы воздух двигался к баку-расширителю или системе, стравливающей воздух, расположенной в верхней точке контура. Хотя можно сделать и контр-уклон, но в этом случае необходимо дополнительно установить клапан для отвода воздуха.
Как организовать воздушное отопление гаража
Подобный метод обогрева гаражного помещения учитывает использование отопительного прибора, обеспечивающего прямой подогрев воздуха. Существует несколько агрегатов, соответствующих этому описанию. Все они отличаются друг от друга по конструкции и топливу, которое используется для их работы. Для прямого подогрева воздуха употребляются следующие устройства:
- буржуйка (твердотопливная);
- печь-капельница, функционирующая за счет отработанного масла и солярки;
- масляный радиатор;
- электрический конвектор;
- тепловая пушка;
- газовый конвектор.
Отопление гаража буржуйкой – один из самых распространенных методов, который эксплуатируется повсеместно. Для того чтобы выполнить самостоятельно отопительную конструкцию такого типа, необходимо ознакомиться с инструкцией. Буржуйку можно приобрести в готовом виде. Однако для экономии средств лучше собрать это устройство своими руками. Для изготовления буржуйки потребуется составить чертеж или скачать готовую схему в интернете на одном из профильных сайтов.
Конструкция масляного обогревателя для гаража: 1 — крышка расширительного бака; 2 — расширительный бак; 3 — нагревательный бак; 4 — пластины радиатора; 5 — труба конвектора; 6 — регулирующий кран; 7 — сливной вентиль; 8 — ТЭН
После сборки буржуйки по чертежу необходимо обеспечить обдув ее корпуса. Для этой цели подойдет обычный вентилятор. Это позволит увеличить эффективность конструкции и быстрее обогреть гараж. Как правило, такое приспособление не соответствует требованиям пожарной безопасности, поэтому перед его запуском рекомендуется предпринять все возможные защитные меры.
Дымоход буржуйки прокладывается вдоль стены в горизонтальной плоскости. Такое решение дает возможность добиться максимальной теплоотдачи от самодельного агрегата. Высота конструкции должна составлять 5 м. Измерение выполняется от колосниковой решетки. Трубу в обязательном порядке требуется снабдить шибером, который необходим для регуляции тяги в системе. В нижней части конструкции следует установить поддон для сборки конденсата.
При желании можно выполнить воздушное отопление своими руками с помощью более простой (с конструктивной точки зрения) буржуйки. Такое устройство изготавливается из газового баллона и снабжается отдельным отсеком нагрева. Принцип действия данного агрегата очень простой: воздух (с помощью вентилятора) проходит через камеру и нагревается. Таким образом можно обогреть небольшой гараж.
Отопление гаража буржуйкой – один из самых распространенных методов обогрева
Газовое
Здесь есть два варианта:
1. Магистральный газ.
2. Газ из баллонов.
Установить печь или обогреватель, работающий на газе можно самостоятельно, а вот подвести магистраль могут только специалисты. Газифицировать объект хлопотно – нужно оформить необходимые документы. Кроме того, большинство гаражей недостаточно просторны, чтобы по нормативам их можно было отапливать газом.
Газовое отопление гаража с использованием баллона
Если же магистраль рядом, и вы решите все проблемы с документацией – это топливо может стать для вас одним из самых экономичных вариантов.
Целесообразность отопления баллонами будет зависеть от того, какой обогреватель будет использован, насколько он эффективен. Вы можете менять баллоны каждые 3-6 дней, а может, его будет хватать на месяц (как, например, при использовании газового котла).
В сильные морозы места, где хранятся газовые баллоны, должны быть специально утеплены.
Газовый котёл:
- Имеет систему безопасности, которая отключит газ в критической ситуации;
- Они могут быть очень компактны и вешаться на стену;
- Прослужат от 10 лет и более;
- При подключении к термостату могут поддерживать минимальную t.
Требования
Прежде чем приступить к монтажным работам, составляют схему ТП. На её основании определяют требуемое количество материалов, рассчитывают мощность системы отопления. При её проектировании учитывают требования, предъявляемые к устройству тёплого пола и используемым материалам.
Водяные полы:
- Нагревательный контур должен отстоять от стен не менее, чем на 15 см.
- Согласно СНиП 41-01-2003, п. 6.5.12, температура ТП для помещений с временным нахождением людей не должна превышать 31°С, с постоянным присутствием человека – 25°С.
- Согласно СП 41-102-98, перепад температур на разных участках отопительной системы не должен превышать 10°С.
- Согласно СП 41-102-98 п. 3.5 а, предельно допустимая температура теплоносителя – 55°С.
- Поверхность, на которую укладывают ТП, должна быть ровной. Допустимы перепады в пределах 5 мм. В противном случае высок риск «завоздушивания» труб.
- До заливки стяжки по периметру помещения, вокруг колонн и других возвышающихся над нижним перекрытием элементов необходимо проложить демпферную ленту.
- В целях предотвращения утечки тепла по направлению к грунту или в нижнее помещение укладывают слой теплоизоляции. Оптимальный выбор – фольгированные материалы толщиной 5-10 мм.
- Рекомендуется использовать любой из двух способов укладки петель: «одиночный змеевик» или «спиральная». В первом варианте распределение температуры поверхности пола будет неравномерным. Такой способ оптимален для локального обогрева какого-либо пространства гаража (например, в месте стоянки авто).
- Монтаж труб должен осуществляться согласно разметке, нанесённой на теплоизолятор. Для выполнения задачи используют якорные скобы, которые крепят с шагом 30-40 см.
- При заливке стяжки давление в трубах должно соответствовать 0,3 Мпа.
Электрические полы:
- Нагревательные элементы укладывают на расстоянии не менее 5 см от мебели, стояков централизованной системы отопления, бытовой и иной техники.
- Для максимальной эффективности системы ТП, нагревательными элементами должно быть охвачено не менее 70% площади помещения.
- Блок управления размещают не ниже 90 см от пола.
Основные способы утепления
Естественно, что в преддверии холодов возникает желание утеплить строение всеми возможными способами. Чем раньше это желание появится, тем лучше.
Кроме схемы и варианта обогрева желательно заранее продумать и предусмотреть способы сокращения потерь тепла, к которым относятся:
- Пенопласт (пенополистирол). Этот материал отлично подходит для полотнищ ворот. Если сравнивать его с такими волокнистыми утеплителями как минеральная вата, стекловата и с созданными на их основе плитами, то пенопласт обойдется вам дешевле. К тому же он более прочен и не вбирает в себя влагу. Не забывайте про антикоррозийную защиту металла ворот.
- Стекловатные (минераловатные) плиты. Этот материал, наряду с пенопластом, используется для внутренней облицовки стен и крыши. Плиты наклеиваются на поверхности с помощью специальных свежеприготовленных клеевых составов. Сами плиты от механических повреждений и влаги защищают штукатуркой, которую армируют стекловолоконной сеткой для увеличения её прочности.
- Сайдинг. Или прочие полностью подготовленные к монтажу облицовочные системы. Вся эта отделка служит для наружной защиты строения от морозов. Если гараж является отдельно стоящей постройкой в составе усадьбы, то его можно облицевать декоративным кирпичом.
- Плотная завеса. Металлические гаражные ворота – плохая защита от мороза. Не пропускающую потоки холодного воздуха завесу можно соорудить при помощи подходящего по размеру куска плотного полиэтилена в 0,8 мм или брезента. Крепится эта конструкция точно так же, как обычная занавеска.
Лучше, если своеобразный занавес можно будет раздвинуть, когда машина выезжает или въезжает.
Крышу гаража утепляют как изнутри, так и снаружи. В качестве дополнительной защиты ворот, плиты пенопласта, закрепленные на створках, можно зашить фанерой или вагонкой. В качестве обязательных мер утепления обустраивается дополнительная вентиляция. Она поможет вывести из помещения не только выхлопные газы, но и лишнюю влагу.
Разумеется, если мы не хотим отапливать «космос», следует тщательно утеплить весь гараж, не забывая при этом сохранить качественную вентиляцию
Материалы, подходящие для утепления гаража, также используются в качестве утеплителя для стен, пола и потолка жилого дома. И технология их монтажа будет аналогичной. В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться с инструкциями по утеплению и детальными советами по выбору подходящего материала:
- Утепление потолка в доме с холодной крышей: виды эффективных утеплителей + инструкции по укладке
- Виды утеплителей для стен дома изнутри: материалы для утепления и их характеристики
- Утепление пола по лагам: материалы для теплоизоляции + схемы утепления
Подходящий для гаража тип отопления
Приняв все необходимые меры предотвращения утечки тепла из помещения, мы может подумать и об организации его отопления. Если же строение недостаточно утеплено, то отапливать мы будем улицу, а необходимый нам эффект так и не будет достигнут. Конечно, такого тепла, как в квартире, нам и не нужно, а вот температура от +5 °C – это и есть наша цель.
Далее рассмотрим наиболее подходящие системы отопления, которые могут быть применены в условиях гаража. И разберем их основные плюсы.
Водяная система отопления
При использовании водяной отопительной системы теплоносителем является вода. Она циркулирует по замкнутому контуру, в состав которого входят котел, насос, трубы и радиаторы отопления.
Упрощенно процесс отопления выглядит следующим образом: выработка тепла осуществляется с помощью котла, вода нагревается, а затем при участии насоса перемещается по трубам к радиаторам отопления. Здесь вода отдаёт полученное тепло, прогревая помещение, после чего опять возвращается к котлу, замыкая круг своей циркуляции.
Водяное отопление гаража может быть выгодным, но только в том случае, если оно объединяет гараж и коттедж или группу объектов капитальной постройки
Преимущества водяного отопления гаража таковы:
- Длительный срок службы. Действительно, если монтаж системы осуществлен с соблюдением всех правил, а эксплуатируется она бережно, то может исправно служить очень долго.
- Ремонтопригодность. Каждый элемент, входящий в схему, если вдруг выйдет из строя, может быть демонтирован и заменен.
- Безопасность. Водяное отопление отличается высокой безопасностью и экологичностью.
Как мы видим, преимущества этого метода существенны, но водяное отопление в гаражах применяется очень редко. Чаще всего это случается, если гараж входит в единую систему отопления с жилым коттеджем. Используется такой обогрев и в гаражных кооперативах, если в состав обогреваемых объектов входят несколько капитальных строений, объединенных в единую сеть.
При расположении гаража далеко от централизованного отопления расходы на оборудование и утепление системы отопления делают её нерентабельной. К тому же воду в системе придется заменить антифризом.
Наибольшего эффекта от применения водяного гаражного отопления можно достичь в строениях из кирпича или из цельных бетонных блоков. В конструкциях, созданных из металлопрофиля, или иных легких материалов этот вид обогрева не применяется.
Система воздушного отопления
Для воздушного отопления используют разные приборы: тепловые пушки, завесы и специальные вентиляторы, нагоняющие в помещение разогретый воздух.
Принцип работы всех перечисленных устройств одинаков: воздух подогревается встроенным в прибор нагревателем и распространяется благодаря вентилятору, который тоже находится внутри изделия.
Применение воздушного отопления для гаража позволит быстро обогреть помещения разной площади. Если направить воздушный поток на машину, можно даже под ней быстро удалить всю влагу. Некоторые из воздушных приборов потребляют электроэнергию, включаясь в обычную бытовую сеть. Другие используют для нагрева воздуха прочие виды топлива.
Основным преимуществом вот такой тепловой пушки является быстрый нагрев помещения, которого можно добиться, используя этот эффективный прибор
В качестве примера прибора воздушного отопления можно привести всё ту же тепловую пушку. Её нужно включать при посещении гаража. Она прогревает помещение в считанные минуты. В прочном корпусе этого прибора заключен мощный вентилятор, с помощью которого тепло от нагревательного элемента распространяется по комнате. Но следует учитывать, что в отсутствии владельца, гараж будет промерзать.
Преимущества воздушного отопления таковы:
- Помещение можно нагреть очень быстро.
- Температура комнаты будет поддерживаться на нужном уровне.
- Приборы для нагревания воздуха просты в эксплуатации.
К существенным недостаткам можно отнести то, что создаваемые воздушные потоки могут поднимать пыль в помещении. Регулярной уборки в этом случае не избежать. Кроме того, недостатки приборов, работающих от электричества, нами уже рассматривались.
Контур на тосоле
Продолжая тему как отопить гараж зимой своими руками, следует отметить, что контурное отопление – не совсем безнадежный тип. Что, если залить в контур не воду, а тосол? Тосол обычно используют в автомобилях для охлаждения двигателя. Он не замерзает даже при минус 45 градусах, а это как раз нам на руку.
С таким содержимым отопительный контур в гараже не разорвет даже в сильный мороз
Если вы решили остановиться на монтаже своими руками отопления в гараже на тосоле, приобретайте специальную смесь для систем обогрева. В ней ядовитый этиленгликоль заменен на пропиленгликоль, не токсичный для человека. Такие смеси дороже, но зато они безопасны.
Следует помнить, что вязкий тосол нагревается и остывает медленнее воды. Срок его годности в системе – 5 лет. Тосол нельзя использовать для двухконтурных систем.
Современные электрические обогреватели в гараже
Трубопровод, котельная установка и радиаторы запускаются в общую замкнутую цепь. Внутри каждого электрического прибора имеется циркуляционный насос, поэтому угол наклона металлических и пластиковых шлангов не соблюдается.
Техника деликатная и требует квалифицированных настроек. Для ее монтажа обязательно приглашается специалист. Принцип работы котла состоит в том, чтобы нагреть теплообменник и запустить дальнейшую циркуляцию теплой воды по трубам.
Для экономии электроэнергии устанавливается термодатчик, и утепляются плоскости гаражного бокса. Для оптимизации отопления монтируется «теплый пол». Мероприятие эффективное, однако, трудоемкое и затратное.
Способы водяного отопления гаража
Выбор топлива существенно влияет на схему отопления в помещении. Следует учитывать периодичность работы цепи. Если гараж находится далеко от дома и ежедневно не отапливается, то при сильных заморозках трубы и радиатору могут разорваться. На этапе проектирование следует тщательно продумать тип котла и вид топлива.
Существует несколько разновидностей топлива:
- газ;
- твердое топливо (уголь, дрова);
- жидкое топливо (отработанное техническое масло);
- электроэнергия.
Внимание! Твердое и жидкое топливо требуют дополнительного обустройства склада для его хранения. Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности. Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности
Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности.
Водяное отопление в гараже без электричества
Наиболее распространенное топливо в частном секторе – газ. Достоинство этого вида в невысокой стоимости и доступности. Газовое отопление не требует постоянного наблюдения. При бесперебойной подаче газа, обеспечен непрерывный обогрев.
Однако если газопровод не проходит по местности, в которой расположена постройка, выбирают другой вид топлива, т. к. провести газовую ветку очень дорого.
Газовый котел для автономного отопления – недешевое удовольствие, особенно если речь идет об отоплении гаража
Жидкое топливо относится к малобюджетному виду. Большим недостатком такого варианта обогрева является необходимость наличия места для хранения отработанного масла. Потребуется большое количество бочек или канистр и место, где можно хранить все запасы. Это пожароопасно.
При наличии котла для жидкого топлива необходимо постоянно следить за его уровнем наполнения, поэтому придется часто наведываться в гараж, чтобы трубы отопления не разорвались
Твердотопливный котел поможет обустроить водяное отопление в гараже на дровах, угле, мусоре или прессованных брикетах. Этот вариант подойдет, если в ангар хозяин сможет наведываться ежедневно и подбрасывать порцию в топку. Ведь в гараже достаточно обеспечить плюсовую температуру, сильно прогревать помещение не нужно. Если своевременно не подбросить новую порцию топлива, система может промерзнуть, а трубы разорваться.
Твердотопливный котел требует постоянной порции топлива, иначе система остынет
Для ангара можно обустроить водяное отопление при помощи буржуйки. Эта печь рассчитана на помещение площадью до 30 м2.
Водяное отопление в гараже от электричества
Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы водяного отопления в помещении. Не требуется проведения дополнительной магистрали и наличия складской территории для размещения топлива.
Электрический котел обеспечивает надежность и комфорт, не требует дополнительного обустройства дымохода и подвода
Достоинства электрического котла:
- компактность;
- надежность;
- не требует обустройства подвода;
- не требует строительства дымохода;
- прибор оснащен системой безопасности: в случае перегрева система отключится;
- может работать от аккумулятора при аварийном отключении;
- при аварийном отключении электроэнергии, котел сам включится в работу.
Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, выбор этой схемы обогрева оптимален, т. к. в помещении достаточно прогреть воздух до плюсовой температуры, а топлива потребуется немного.