Петровские времена
27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.
Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».
Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.
Северные изразцы. Великий Устюг
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию. Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.
Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы
Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера
Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.
Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.
Изготовление модели
Плитка может быть как с гладкой поверхностью, так и с рельефной. В первом случае все, что потребуется сделать своими руками – это изготовить плинтус, то есть плоскую основу плитки. Рельефный рисунок потребует больше усилий и старания.
- Глиняный комок расплющивается в лепешку. Края лепешки обрезаются стеком или ножом для придания формы. Размеры плитки определяются с учетом размеров муфельной печи, в которой проводится обжиг. Поверхность плинтуса, выравнивается правильцем, можно использовать металлическую линейку.
- На поверхность наносится рисунок будущего рельефа с помощью скульптурных стеков.
- Из глины скатываются тонкие валики и выкладываются вдоль линий рисунка. Затем заполняется пространство между валиками.
- С помощью стеков выравниваются края для придания четкости контуров. Затем рельеф выглаживается влажной тряпочкой. На фото представлен образец с выпуклым рисунком.
Выбор изразцов для облицовки
Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).
Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.
А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.
Как проверить качество изразца
Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:
сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.
Технология изготовления изразцов
Стоит отметить, что современныепроизводства изразцов всё же несколькоотличаются от древних. Технологиипозволяют сделать всё быстрее икачественнее, с соблюдением норм истандартов, что сложно реализовать приих отсутствии. А это означает повышениепроизводительности, разумные сроки ирост показателей качества продукции.Так что ручной, творческий труд вполнеможет уживаться с нашим высокотехнологичнымнастоящим без ущерба для дела.
Итак, какие же этапы производстваизразцов можно выделить?
- Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.
- Формоподготовка. Поскольку эта продукция зачастую имеет рельеф, необходимо создать форму, с помощью которой можно было бы получить заготовку сложной геометрии. Неточности на данном этапе приведут к тому, что придется всё переделывать или затратить больше сил на доработку. В древности формы изготавливались из дерева, сейчас они чаще всего из гипса. Такой материал более практичный и проще обрабатывается, что сокращает сроки изготовления и риски ошибок. Помещенная внутрь формы глина тщательно утрамбовывается вручную.
- Сушка. После того, как мы получили заготовки, переносим их в специальные сушильные помещения и камеры. Там будущие изразцы сохраняются до тех пор, пока влага не уйдет в достаточном количестве для проведения последующей работы.
- Обработка. Полученные образцы отправляются на обработку, где их инструментом очищают и удаляют лишнее, приводя их к тому виду, который необходим заказчику. Когда нужная геометрия получена, глина после тщательной очистки отправляется на обжиг.
- Утильный обжиг. На данном этапе проводится первый обжиг будущей керамики. Он необходим для повышения прочности черепка, удаления оставшейся влаги, т. н. спекания. Однако, следует помнить, что слишком большой коэффициент расширения черепка по отношению к аналогичному у глазури приведет в дальнейшем к образованию дефекта, называемого отскок. Поэтому, температурный и временной режим выбираются так, чтобы это не навредило последующим работам.
- Покрытие глазурями и роспись. На данном этапе вступают в работу художники. Они тщательно покрывают глазурями поверхность изразца, прорисовывают все детали композиции.
- Политой обжиг. Это один из самых ответственных этапов в производстве изразцовой продукции. Специалист действует в строгих временных рамках, задавая достаточно точную температуру для получения наилучшего результата.
После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.
А как же секреты? Давайте поговорим и о них.
Секреты производства изразцов — типичные ошибки
- Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
- Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
- Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
- Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
- Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.
Как сделать изразцы самостоятельно?
Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.
Заготовка глины
Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.
Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.
Рисунок 4. Заготовка глины
Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.
Изготовление формы
Рисунок 5. Раскатывание заготовки
Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:
- из куска глины раскатывают лепёшку;
- острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
- лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.
Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.
Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.
Формовка и обжиг изразцов
Рисунок 6. Формовка плитки
Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.
С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.
Рисунок 7. Процесс формования изделия
*Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать можно только тогда, когда они полностью остынут.
Роспись плитки
Рисунок 8. Роспись изразца
На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:
- холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
- роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
- плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
- плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.
Процесс глазуровки
Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки
*Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:
- готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
- в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
- просушивают керамику;
- повторно обжигают.
При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.
Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой
Технология изготовления изразцов
Традиционно печные изразцы отливали с помощью форм из дерева, вручную либо на гончарном круге приделывали к ним румпу, а далее расписывали солями и окислами металлов. Современные технологии позволяют оставить поверхность каминов не слишком нагретой – в таком случае для облицовки их поверхности можно использовать обычную керамическую плитку. Для печей, основная задача которых – длительно удерживать тепло и обогревать помещение, использование керамических изразцов с румпой остается целесообразным, также как и для кухонных плит или очагов. Печи, облицованные изразцами, способны удерживать тепло до пяти дней.
Современное производство изразцов для печи сочетает старинные традиции и технологические наработки современности. Модели изразцов традиционно изготавливались вручную и тиражировались, повторяя каждый образец. Для такого производства требуются печи для обжига, лаборатории для составления глазурей. Применяются различные способы окраски изразцов – графление, комбинирование матовой поверхности и глянцевой обработки, добавление витражных вставок, эффекта старения, металлического напыления и т.д.
Процесс изготовления комплекта изразцов состоит из следующих этапов:
- изготавливаются формы из гипса – для этого предварительно рассчитывают размеры изразца, после чего отливают заготовку, размечают и изготавливают отдельные элементы рельефа модели, производят сборку. Далее модель несколько раз покрывают специальной смазкой, устанавливают опалубку и снимают маточную форму (модель заливается гипсом). Форму дорабатывают и зачищают, просушивают;
- подготавливают глину – очищают ее от различных примесей и окислов и оставляют «вылеживаться» для придания оптимальной пластичности, после чего тщательно перемешивают до удаления каких-либо пузырьков воздуха;
- глину раскладывают в формы, проминают в направлении от центра к краям, равномерно распределяя, и оставляют просыхать. Гипсовая форма вытягивает влагу из глиняной массы – в результате она подсыхает, дает усадку и легко отходит от стенок. На этом этапе сформованные изделия извлекают из форм и отправляют в сушильную камеру с определенным режимом влажности и постепенным нагревом;
- далее для залицовки неровностей, придания цвета и увеличения влагостойкости применяют ангобирование с обжигом в электропечах с постепенно возрастающей температурой, чтобы исключить появление перекосов и трещин. После этого плитки изразцов становятся твердыми. Их форму проверяют, обрабатывают торцы;
- изразцы покрывают сверху декоративными глинами либо эмалью (глазуруют) разными способами и расписывают;
- после глазуровки проводят последний обжиг, в результате которого краски приобретают свой окончательный оттенок, глазурь сплавляется и образует прочную пленку. На готовый изразец возможно нанесение надглазурной краски.
Виды изразцов для печи и камина
По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
угловые. Соответственно, для облицовки углов;
фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
По типу поверхности
Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);
— не глазурованные изразцы (терракотовые)не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.
Изразцы с рисунком- с рисунком;
Изразцы без рисунка- без рисунка.
По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Голландские изразцыГолландские изразцы
. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
Испанские изразцыИспанские изразцы
. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.
Немецкие изразцыНемецкие изразцы
. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.
Статья по теме: Черновой пол своими руками: как подготовить лаги и уложить доски?
Русские изразцыРусские изразцы
. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.
Ярославские изразцыЯрославские изразцы
. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.
По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
толщина изразца 45-50 мм;
размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
По виду румпы
Простая румпа изразцапростые
. Румпа имеет наклонный срез;
Румпа изразца с бортикомс бортиком
. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.
Ячеистая (сотовая) румпа изразцаВстречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Изразцы на кухне, фото интерьеров, видео, оформление и декор
Изразцами называют декоративную плитку, изготовленную из обожженной глины, которая имеет рельефную или гладкую поверхность. Такие изделия могут быть неглазурованными или же их поверхность покрывается цветной глазурью. Этот легкий и прочный материал прекрасно подходит для оформления кухонь, выполненных в самых разнообразных стилевых решениях.
Традиционное применение изразцов на кухне – это облицовка ими печей или каминов. Такой дизайн особенно гармонично смотрится в помещениях, оформленных в русском стиле. Эти конструкции декорируются красивыми рельефными изделиями, покрытыми тончайшей глазурью и украшенными разнообразными росписями, благодаря чему, они превращаются в один из наиболее выразительных элементов интерьера. Здесь нет ограничений для творческой фантазии. Печи и камины можно декорировать изразцами, на которых нарисованы различные узоры и орнаменты, мифологические сюжеты, изображения природы и сцены охоты. Одно из популярных решений – облицовка печей изразцами, расписанными «под гжель». Кроме того, эти изделия производятся из натуральных и экологичных материалов, поэтому изразцовые печи не выделяют вредных для человека веществ.
На кухне данным материалом можно украсить не только домашний очаг, но и навесные шкафы, скамейки и стеновые поверхности. Такой дизайн хорошо будет смотреться как в русском стиле, так и в немецком и голландском кантри.
Изразцы для кухни видео:
Невероятно эффектно на стенах смотрятся декоративные панно, созданные из изразцов, на которых присутствуют рисунки, соответствующие дизайнерскому решению, в котором выполнено помещение. В деревенских интерьерах рекомендуется повесить изразцы-обереги, с изображениями, символизирующими процветание и благополучие, а также панно с живописными сельскими пейзажами. Если на кухне присутствует вентиляционный шкаф, то его можно превратить в стильный и оригинальный элемент декора, оформив изразцами как декоративную печь.
Достаточно часто этот материал применяется для декорирования кухонного фартука, так как он отличается высокой огнеупорностью. Здесь можно использовать плитку, разукрашенную различными узорами в русском традиционном стиле, так как она прекрасно подойдет для оформления пространства в области кухонной плиты. Еще один вариант – это использование изделий с арабскими мотивами. Данное решение хорошо впишется в интерьеры в восточном стиле. В средиземноморских интерьерах изразцами часто украшают рабочие поверхности и столешницы обеденных столов.
Монтаж изразцовой плитки
Отделка печи изразцами – работа непростая, я бы даже сказала – весьма трудоемкая и нетрадиционная. К процессу укладки изразцовой плитки необходимо привыкнуть, понять суть процесса. Если знаний или уверенности в себе не хватает, обратитесь к бригаде специалистов. Они выполнят работу четко и правильно, материал будет использован целиком и риск поломки в процессе работы сведется к минимуму
Если же вы решили провести монтаж изразцовой плитки своими руками, перед началом работы обратите внимание на следующие моменты:
Перед началом работы тщательно подготовьте поверхность печи. Удалите остатки раствора, швы заглубите на 1 см для улучшения адгезии, покройте печь металлической сеткой, она выполнит роль армирования.
- Специалисты рекомендуют изразцовую плитку замачивать перед использованием на одни сутки. Такой секрет помогает увеличить огнеупорные качества материала.
- Помните, что при использовании клеевого состава на основании цемента, изразцовую печь разрешено топить только дровами. Уголь и другие виды топлива могут привести к разрушению клеевого состава.
- Укладку изразцовой плитки начинайте от угла. Следите за ровностью ряда при помощи правила или строительного уровня. Воспользуйтесь установленными натянутыми маячками, чтобы ускорить работу.
- Внимательно осматривайте изразцы перед монтажом, исключайте изразцы с дефектами из лицевой кладки. Но не выкидывайте их, они пригодятся для отделки дальних углов, возле стены, не в поле зрения людей.
- При необходимости поделить изразец на несколько частей, перед распилом делайте насечку на лицевой стороне. Если этого не сделать, гладкий лицевой слой может лопнуть и срез получится незапланированным и неровным.
Отделка печи изразцами – недешевое удовольствие. Но не стоит забывать о длительном сроке службы материала, а также о сохранении тепла продолжительное время после тушения огня. Изразцовая печь – это не только красиво, но еще и практично и экономично.